Утро нас встретило в лагере берберов - коренного народа Марокко и северной Африки. Встав пораньше с кровати в лачуге из глины и соломы, осматриваюсь по сторонам. Начинает светать, пора выбираться из своего жилища. Пока ребята спят, поднимаюсь на террасу. Отсюда открывается теперь уже панорамный вид на всю окрестность. Понимаю размеры нашего дома. Это два огромных риада из глины и соломы , с дворами-колодцами в середине. Несмотря на то что мы в пустыне, я одел все тёплые вещи которые у меня были. А вот и то, ради чего мы проделали такой путь на восток Марокко - барханы Сахары. Вчера ночью по приезду в лагерь, осветив пустырь перед лагерем фонарем, в поисках хотя бы одного верблюда в кромешной темноте, мы увидели две пары сверкающих зелёных глаз, чему были бесконечно счастливы. Сейчас же, когда светало, на меня смотрят несколько сотен глаз. Солнце проклевывается сквозь горизонт, и сразу температура воздуха начинает резко повышаться. На стоянке верблюдов берберы в национальных одеждах - джеллабах дают сено своим кормильцам. Верблюд здесь в почёте, благодаря им сотни лет назад, караваны ходили через сахару, благодаря верблюдам берберы содержат свои семьи и сейчас. 

Хасан - хозяин дома предложил примерять национальную берберскую одежду, чему мы с радостью согласились. Собрав рюкзаки, и погрузив их на верблюдов, мы, оседлав каждый свой корабль пустыни отправились с двумя проводниками вглубь песчаных дюн. Меня зовут Али - сказал один из берберов. Очень приятно Али! Мы представились, понимая что нас то он точно не запомнит. А как зовут второго парня? А, это Али. Вот я еду покачиваясь на горбу и думаю - главное теперь не перепутать. Ехать на верблюде очень даже комфортно! Главное, чтобы седло было хорошо подогнано. Каждое животное имеет свой темперамент, кто-то более резвый, кто-то более покладистый. Кстати, ехать на верблюде как на лошади - крайне не удобно. Гораздо удобнее обхватить одной ногой горб в позе лотоса, далее завернуть ее вбок, и зафиксировать второй свисающей ногой. Таким образом можно проехать не один десяток километров! С уверенностью могу сказать, что моя пятая точка не отвалится от продолжительной езды таким образом. А вот кто ехал на верблюде верхом как на лошади верхом, - жаловались на не приятные ощущения. 

Раньше нас стартовал еще один мини караван состоявший из корейских путешественников. На финише мы поравнялись. Шли часа полтора через дюны. Конечно ощущение не передаваемое, такой огромной песочницы я не видел никогда в жизни, но так долго мечтал о ней... Песок цвета охры, но при разном освещении меняется от нежно персикового на рассвете, темно-желтого ближе к полудню, и терракотового и бордового на закате, при этом проходя миллион различных оттенков. Ясное синее небо. И тишина. Здесь нет никаких посторонних звуков, первое время тобой овладевает эйфория от всего происходящего. Хочется бегать, подбрасывать песок вверх, делать миллион фотографий. Но потом, со временем, ты понимаешь, что эта эйфория не заканчивается, и все что ты видишь вокруг - это все на самом деле. Чувство безграничного счастья, спокойствия и умиротворения переполняют тебя. Казалось бы, что еще нужно? Море песка и бескрайнее синее небо. Посреди этой красоты стоит наш лагерь, состоявший из нескольких шатров. Шатры стоят все по кругу, образуя своеобразный отель, с круглой площадкой в центре. Вся территория лагеря устелена коврами. Сегодня ночуем посреди пустыни. Рядом с лагерем есть две беседки, укрытые пальмовыми листами. Внутри них - тень, снаружи - солнце. Вот как интересно получается, что если ты стоишь босой ногой на песке освещенном солнцем - то он кажется раскаленным. Но как только ты поставишь ногу на 5 сантиметров в тень - то песок уже кажется довольно прохладным. Здесь же сделал несколько портретов для Юни. 

Компания же корейских путешественников оказалось очень милой. Благодаря Юни мы раззнакомились, правда запомнить имена всех так и не получилось. Сделал несколько портретов для очаровательной Тхангьен. Но самое интересное - это наблюдать за реакцией ребят на что-либо, будь то реакция на фото, фото с фонариком, фото со звездами, профиль в инстаграмме, удачный спуск на борде, на текущий песок, да на все что угодно! Всегда одновременно у всех было восхищение, которое сопровождалось звуками "О-О-О-О" (с непередаваемой интонацией). Нам они показались очень похожими на миньенов из мультика "Гадкий Я". Это было так мило))) 

 Ближе к вечеру идем к самому высокому дальнему бархану вместе с нашими корейскими друзьями. По пути делаем еще несколько фотографий. Вид с бархана открывается потрясающий. Глубокие тени и яркие волны из песка. Здесь же сделал пару портретов для Али. Поднявшись на бархан, каждый занял свое место, уставившись вдаль и терпеливо наблюдая за тем, как создатель тушит свет над марокканской землей. Тени исчезли, краски потускнели, все перекрасилось в персиковый цвет. Вместе с солнцем ушло и тепло. Песок стал ледяным в считанные минуты, так что босым пришлось ускорить свой темп. Радует, что идти сверху вниз куда быстрее и приятнее, чем взбираться в гору. 

По приходу в лагерь, нас уже ждал накрытый стол, но больше всего обрадовались горячему берберскому чаю. После ужина в лагере растопили костер. Все облепили его по кругу, и под звуки барабанов, будто зачарованные, сидели и слушали национальную музыку и песни. Одна песня точь-в-точь даже напоминала нашу детскую песню "цыпленок жареный". И хотя слова были не понятны, музыка и мотив - одни и те же. Вот как интересно бывает, казалось бы, расстояние разделяющее наши страны несколько тысяч километров, а мотив не отличить. Попахивает плагиатом)) Я очередной раз задумался о том, что мы все такие разные, и такие одинаковые. В кругу сидели славяне, корейцы, берберы, испанцы, французы, и все казалось бы друг друга понимали. Достаточно только улыбнуться, и ты увидишь улыбку в ответ. Вот уже месяц поднялся над головой, звезды во всю начали светить, и тут стало понятно, почему в мусульманских странах изображают перевернутый полумесяц. А ведь он совершенно отличается от того месяца что видим мы у себя на родине.  Здесь ты четко видишь полумесяц, на который не то что можно ведро повесить, в него можно сложить целую корзину орехов, и ни один не высыпется. То же самое со звездами. Их расположение на небосводе очень отличается от привычного нам. А я сидел и не понимал как я сюда попал? Только ли одного желания было достаточно? Вот ребята доиграли на барабанах, и предложили всем желающим попробовать. Мы барабанили до победного, пока костер не затух, пальцы не устали, а "бехеровка" не была выпита. Пора идти спать. Или... Фотографировать небо! Такое количество звезд никогда не видел, оно даже не снилось в самых прекрасных снах. Окончательно замерзнув, и дождавшись, когда в 4 часа луна упадет за горизонт, и убедившись что ни какие танцы из заученных мной не помогают от холода, я тоже пошел спать. 

 

Первая в палатку вошла Юни. - Эй, просыпайтесь, уже пол шестого, сколько можно спать? Скоро рассвет! Действительно, сколько можно спать? Так не хотелось вылазить из-под теплого шерстяного одеяла, когда на улице зуб на зуб не попадает, но оказалось, что на улице уже совсем не холодно, и самый большой холод приходил на время с двух часов ночи и до пяти во время моих танцев возле фотоаппарата. Мы быстро собрались, и пошли встречать рассвет, распевая "Луч солнца золотого!". Как только первые лучи солнца коснулись песка под ногами, великолепная пятерка с чувством выполненного долга отправились собирать свои вещи и седлать верблюдов. Сегодня по планам большой переезд... Посмотрим, на сколько нас хватит? Впереди дорога в 700 километров. Если повезет и серпантина будет не много, то уже сегодня мы будем ночевать на берегу океана. Проезжая живописную дорогу местами напоминающую Аризону, местами Пиренеи, местами Турцию, местами Мариуполь, мы уверенно двигались в сторону портового курортного города Агадир. 

   Агадир оказался не самым приятным городом. Возможно на это повлияла местная полиция, с улыбкой до ушей вручая мне штраф в 150 дирхам за превышение, со словами: "Welcome to Morocco!" Или толпы темнокожих африканских цыган, выклянчивающих деньги одной огромной сворой на каждом перекрестке пока машины стоят на светофорах. Или в дюбель пьяные арабы возле ночных клубов (коих в Агадире уж очень много), предлагающие что угодно, от марихуаны до Бог знает чего. Или просто невероятный трафик, с ужасными кольцевыми и неписанными правилами дорожного движения водителей?  Или просто дистанция в 700 километров. В общем, единственное что было приятно в городе Агадир - это вечер в хорошей компании друзей, в персидском кафе, и ночной Атлантический океан.

   Ну а завтра - завтра еще одно чудо Марокко! 

 

MOROCCO III